ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для первого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются: — формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов, — обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как — формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования — воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает: — сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; — основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; — междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Основные задачи учебного предмета «Информатика» — сформировать у обучающихся: — понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой — знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач; — базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; — знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; — умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; — умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; — умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов: — цифровая грамотность; — теоретические основы информатики; — алгоритмы и программирование; — информационные технологии. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В системе общего образования «Информатика» признана обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области «Математика и информатика». Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено 102 учебных часа — по 1 часу в неделю в 7, 8 и 9 классах соответственно. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 КЛАСС ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Компьютер — универсальное устройство обработки данных Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации. История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления. Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Программы и данные Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных. Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Компьютерные сети Современные сервисы интернет-коммуникаций. Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ Информация и информационные процессы Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой. Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Информационные процессы — процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Представление информации Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации —двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных. Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста. Искажение информации при передаче. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра. Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических данных для растрового изображения. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов. ИНОФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Текстовые документы Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов сети Интернет для обработки текста. Компьютерная графика Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Мультимедийные презентации Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки. 8 КЛАСС ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ Системы счисления Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из Элементы математической логики Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера. АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАМИРОВАНИЕ Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа). Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы. Язык программирования Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные. Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова. Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры. Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту. Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк. Анализ алгоритмов 9 КЛАСС ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети Интернет. Безопасные стратегии поведения в сети Интернет. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и др.). Работа в информационном пространстве Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ Моделирование как метод познания Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Табличные модели. Таблица как представление отношения. Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе. Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАМИРОВАНИЕ Разработка алгоритмов и программ Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел; нахождение суммы элементов массива; линейный поиск заданного значения в массиве; подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию; нахождение минимального Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию. Управление Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т. п.). ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Электронные таблицы Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация. Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное моделирование в электронных таблицах. Информационные технологии в современном обществе Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые образовательные ресурсы. Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение информатики в основной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета. Патриотическое воспитание: Духовно-нравственное воспитание: Гражданское воспитание: Ценности научного познания: Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; Экологическое воспитание: Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными. Универсальные познавательные действия Базовые исследовательские действия: Работа с информацией: Универсальные коммуникативные действия Общение: Совместная деятельность (сотрудничество): Универсальные регулятивные действия Самоконтроль (рефлексия): Эмоциональный интеллект: Принятие себя и других: ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 КЛАСС ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 КЛАСС Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений: — пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс»,«обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; — кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической, аудио);сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных; — оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; — приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики; — выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения; — получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода);соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью; — ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя);работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги; использовать антивирусную программу; — представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций; — искать информацию в сети Интернет (в том числе по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера; — понимать структуру адресов веб-ресурсов; — использовать современные сервисы интернет-коммуникаций; — соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ; соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети; — иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя и уметь применять методы профилактики. 8 КЛАСС ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8 КЛАСС Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений: — пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления; — записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16); выполнять арифметические операции над ними; — раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»; — записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений; — раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; — описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы; — составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; — использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения; использовать оператор присваивания; — использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними; — анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; — создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа. 9 КЛАСС ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 9 КЛАСС Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений: — разбивать задачи на подзадачи; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; — составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков — использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры; находить кратчайший путь в графе; — выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных; — использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов; — создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной адресации; — использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей; — использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности; — приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг, образовательных сервисов сети Интернет в учебной и повседневной деятельности; — использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социально-психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода); — распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
|
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Виды, |
Дата проведения |
|||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
План |
Факт |
|||
1. |
Непозиционные и позиционные системы счисления. Римская система счисления. Алфавит. Основание. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
2. |
Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
3. |
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления. |
1 |
0 |
0 |
Письменный контроль; |
|
|
4. |
Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. |
1 |
0 |
0 |
Письменный контроль; |
|
|
5. |
Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно. |
1 |
0 |
0 |
Письменный контроль; |
|
|
6. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Системы счисления». Проверочная работа. |
1 |
0 |
1 |
Практическая работа; |
|
|
7. |
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
8. |
Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. |
1 |
0 |
0 |
Письменный контроль; |
|
|
9. |
Определение истинности составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
10. |
Таблицы истинности. Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
11. |
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
12. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Элементы математической логики». Проверочная работа |
1 |
0.5 |
0 |
Контрольная работа; |
|
|
13. |
Алгоритмы и исполнители. Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем. Свойства алгоритма. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
14. |
Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа). Практическая работа: Преобразование алгоритма из одной формы записи в другую. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
15. |
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
16. |
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
17. |
Конструкция «повторение»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
18. |
Формальное исполнение алгоритма. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Практическая работа: Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
19. |
Алгоритмы для управления формальными исполнителями. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. Практическая работа: Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
20. |
Отладка. Синтаксические и логические ошибки. Отказы. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
21. |
Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Практическая работа: «Ручное» исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
22. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции». Проверочная работа. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Контрольная работа; |
|
|
23. |
Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык). Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
24. |
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные. Оператор присваивания. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
25. |
Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. Практическая работа: |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
26. |
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни. Практическая работа: Разработка программ, содержащих оператор (операторы) ветвления, на изучаемом языке программирования из приведённого выше перечня. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
27. |
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
28. |
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту. Практическая работа: |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
29. |
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
30. |
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
31. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Язык программирования». Проверочная работа. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Зачет; |
|
|
32. |
Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
33. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Анализ алгоритмов». Проверочная работа. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Контрольная работа; |
|
|
34. |
Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу информатики 8 класса. Контрольная работа. Резервное время. |
1 |
1 |
0 |
Зачет; |
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
3 |
6.5 |
|
|
|
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Виды, |
Дата проведения |
|||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
План |
Факт |
|||
1. |
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Большие данные (интернет-данные, в частности, данные социальных сетей) Большие данные (Материал из Википедии) |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
2. |
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети Интернет. Безопасные стратегии поведения в сети Интернет. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
3. |
Практическая работа: Создание комплексных информационных объектов в виде веб-страниц, включающих |
1 |
0 |
1 |
Практическая работа; |
|
|
4. |
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференц-связь и т. п.); справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Сервисы государственных услуг. Практическая работа: Поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
5. |
Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
6. |
Обобщение и систематизация знаний по темам "Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней" и "Работа в информационном пространстве". Проверочная работа |
1 |
1 |
0 |
Контрольная работа; |
|
|
7. |
Моделирование. Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
8. |
Адекватность модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
9. |
Табличные модели. Таблица как представление отношения. Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
10. |
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе. |
1 |
0 |
0 |
Письменный контроль; |
|
|
11. |
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева |
1 |
0 |
0 |
Письменный контроль; |
|
|
12. |
Математическое моделирование. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Практическая работа: Работа с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
13. |
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. Практическая работа: Программная реализация простейших математических моделей. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
14. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Моделирование как метод познания». Проверочная работа. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Контрольная работа; |
|
|
15. |
Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и др. Практическая работа: Составление программ с использованием вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
16. |
Табличные величины (массивы).Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива в соответствии с формулой или путём ввода чисел. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
17. |
Типовые алгоритмы обработки одномерных массивов. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
18. |
Сортировка массива. |
1 |
0 |
0 |
Письменный контроль; |
|
|
19. |
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию. |
1 |
0 |
0 |
Письменный контроль; |
|
|
20. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Разработка алгоритмов и программ». Проверочная работа. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Контрольная работа; |
|
|
21. |
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.). Примеры использования принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
22. |
Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т. п.). Практическая работа: Знакомство с учебной средой разработки программ управления движущимися роботами. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
23. |
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
|
|
24. |
Редактирование и форматирование таблиц. Практическая работа: Ввод данных и формул, оформление таблицы. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
25. |
Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического. Практическая работа: Выполнение расчётов по вводимым пользователем формулам с использованием встроенных функций. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
26. |
Сортировка данных в выделенном диапазоне. Практическая работа: Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
27. |
Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы. Практическая работа: Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
28. |
Относительная, абсолютная и смешанная адресация. Преобразование формул при копировании. |
1 |
0 |
0 |
Письменный контроль; |
|
|
29. |
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию. |
1 |
0 |
0 |
Письменный контроль; |
|
|
30. |
Обработка больших наборов данных. Практическая работа: Обработка больших наборов данных. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
31. |
Численное моделирование в электронных таблицах. Практическая работа: |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
32. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Электронные таблицы». Проверочная работа. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Контрольная работа; |
|
|
33. |
Роль информационных и коммуникационных технологий в современном мире. Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые образовательные ресурсы. Профессии, связанные с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор. Практическая работа: Создание презентации о профессиях, связанных с ИКТ. |
1 |
0 |
0.5 |
Практическая работа; |
|
|
34. |
Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу информатики 9 класса. Контрольная работа. Резервное время. |
1 |
0.5 |
0 |
Зачет; |
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
3 |
9.5 |
|
|
|
Октябрь 2024 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
Сейчас на сайте - 1 (0 зарег.) | |
Всего хитов | 949 |
Сегодня хитов | 949 |
Сегодня хостов | 519 |